В определенный момент, играя на уровне Gold 2 (2015), я поймал себя на мысли, что на поле не просто стая машин, хаотично бьющих по железному мячу. Я отчетливо увидел тактическую составляющую, которая наряду с техникой и навыками способствует продвигаться по ладдеру. Далее, я хотел бы изложить базовое понимание игровой механики с точки зрения стратегии и тактики. Руководство будет полезно игрокам среднего уровня и выше.
(прим. ред. — Данный мануал разработан на основе теории фундаментальной стратегии игры 3 на 3 от DHR_OOOx.
Основы
Во-первых, не пугайтесь, вещи, о которых я буду писать — вполне логичны и вы вполне можете постичь их, просто продолжая играть. Мы будем говорить о базовых элементах тактики, которые, не взирая на техническую оснащенность игроков, позволят повысить качество игры 3 на 3 в Рокет Лиг. Разумеется, эриалы, удары со стен, ведение мяча — это компоненты, которые усилят игру с точки зрения техники, но на определенном этапе вы встретите игроков равных и уже в поединках с ними, тактическая составляющая станет доминирующей в плане игрового преимущества противоборствующих сторон. И не стоит забывать, Rocket League это киберспортивная дисциплина, а значит качество вашей игры вполне пропорционально количеству игровых часов. В самом начале, с самых первых часов в игре, вы будете постигать первичные навыки — удары мяча, контроль ускорения, затем, возможно, вы начнете отрабатывать технику выполнения эриалов. Довольно скоро вы начнете чувствовать машинку, понимать физику отскока мяча, на уровне рефлексов начнете использовать двойной прыжок для экономии буста, постепенно в вашем репертуаре появятся вращение авто в воздухе и использование ручного тормоза. Точно таким же игровым элементом является понимание стратегии и тактики ведения поединка. Все это сделает вас полезным членом команды.
Верный выбор позиции — ключ к победе!
Как играть с мячом, мы знаем (допустим). А что делать без мяча, к слову, играя в 3 на 3, без мяча мы проводим гораздо больше времени. Главное правило игры Rocket League — «лучшая защита — это грамотное нападение». Если вы не дадите оппонентам свободно передвигаться с мячом на вашей половине поле, то тем самым создадите благоприятные условия для взятия вражеских ворот или, как минимум, обезопасите собственные. А контроль мяча на стороне соперника вкупе с качественным буст-менеджментом это путь к провокации соперника для совершения ошибок, потери концентрации и, как следствие, к нашей победе.
Как мы говорили ранее, чем больше часов мы отыграли в Рокет Лиг, тем более логичны выводы, к которым я пришел. Это естественная позиционная игра, в рамках спортивного состязания 3 на 3, будь то Rocket League либо мини футбол (с учетом количества игроков). Игроки называют это «Ротация», не самый точный термин и не всегда он точно обозначает процесс смены позиций, но об этом позже.
Итак, разберем процесс позиционной игры схематично. Первый и самый главный момент — нельзя находиться в точке, где уже играет ваш партнер, разумеется, здесь большую роль играет Доверие к коллеге, но в 9 случаях из 10 данное утверждение — верное. Многие воскликнут: «а как же ворота? 2 игрока в воротах это не так уж и плохо!», опять же в 9 случаях из 10, 2 игрока в воротах это пустая трата времени и снижение коэффициента полезного действия вашей команды. Вернемся назад, термин относящийся к правильной позиционной игре, используемый большинством в комьюнити Рокет Лиги звучит, как Ротация. Корректная ротация при игре 3 на 3 выглядит следующим образом:
Игрок 1 (P1) контролирует мяч у правой стены:
В этом случае, корректное расположение Игрока 2 (P2) — позиция суппортера (игрок поддержки/подстраховки), Игрок 2 должен иметь возможность среагировать на две возможные ситуации:
- Игрок 1 (Р1) сыграет мяч к центру;
- Игрок 1 (Р1) потеряет мяч;
Игрок 2 должен занять такую позицию на поле, что-бы иметь возможность своевременно среагировать в обоих случаях. Игрок 3 (Р3) занимает полу-пассивную позицию, находясь на последнем рубеже обороны, лишь в случае сильного отбоя мяча игроками противоборствующей команды, Игрок 3 должен корректировать траекторию мяча в сторону от ворот. Лишь не многие игроки ранга Челленджер 1-3 способны из позиции Игрок 3 (Р3) качественно оценить дистанцию и замкнуть передачу Игрока 1, поэтому совет — не стоит играть агрессивно занимая позицию последнего защитника.
Далее, допустим, что в ходе развития событий, произошла потеря мяча Игроком 1, каким образом происходит смена позиции?
Я понимаю, что все это выглядит слишком индивидуально, но поверьте мне, любые ситуации на поле это всего лишь вариации данной схемы и все зависит от вашего понимания данной техники позиционной игры. Итак, Игрок 1 (Р1) оказался вне игры и его цель — возврат, т.к. в условиях недостатка буста, ничего полезного (в 9 случаях из 10) сделать не удасться. По ходу развития данного эпизода, Игрок 2 был поддержкой Игрока 1, а значит пренебрегать функционалом поддержки — значит снижать КПД команды. Поэтому верным решением для Игрока 1 будет отдать инициативу Игроку 2 и вернуться за линию мяча по направлению к своим воротам. С этого момента Игрок 2 играет с мячом, а Игрок 3 (Р3) занимает позицию поддержки. Зеркальная ситуация наблюдается и у команды синих, один игрок прессингует и сражается за мяч, второй игрок синих занимает позицию подстраховки и последний игрок находится в воротах, при обороне, всегда, один из игроков должен занимать позицию в воротах.
Вернемся к нашим баранам красным, если Игрок 2 решит продвинутся в угол, Игрок 3 следует за ним на соответствующей дистанции. Игрок 3 теперь подстраховывает Игрока 2 и готов замкнуть передачу, в случае паса. Данная тактическая схема смены позиций, должна в точности применяться при любых ситуациях на поле (прим. редакции — ну наверное в 9 случаях из 10). Всегда есть игрок с мячом, игрок поддержки и игрок защиты.
Почему я не люблю термин «Ротация»? Как вы можете оценить, базовая структура данной стратегии завязана на очевидной коммуникации между игроками, верно? Совершенно нет. Данная позиционная игра должна использоваться на уровне рефлексов и не требует общения между игрокам. Нет способа быть более эффективным на поле, чем повысить способность предугадывать дальнейшее развитие событий в том либо ином эпизоде. Есть лишь один сценарий для решения всех проблем в игре. Если ваш тиммейт с мячом, а вы игрок поддержки — держите дистанцию и старайтесь «прочитать» игровой эпизод. Если мяч ваш — отдайте все силы для того, чтобы отдать передачу на ворота либо пробить непосредственно в створ ворот. Если вы не попали по мячу — игрок подстраховки находится в гораздо более выгодной позиции для борьбы за мяч, поэтому просто не мешайте ему, любое касание может привести к потере. Более того, вы не должны сразу же занимать позицию игрока поддержки, вы должны следовать непосредственно к вашим воротам. Почему? Потому что у вас есть третий игрок, который полон буста и готов вступить в бой, плюс, здесь имеется весьма серьезная психологическая подоплека, стоять всю игру в воротах — не лучший способ поднять мораль.
Когда все игроки разумны, с точки зрения чтения игры, все решения по смене позиций доведены до автомата, вы можете полностью доверять своим коллегам (прим. редакции — данное утверждение более применимо к рангам, расположенным за Суперстар и выше, Проспекты и Челленджеры скорее всего окажутся менее разумны).
Это фундаментальная теория Ротации, т.е. базовая позиционная игра, она действительно является ключом к профессиональному росту и развитию своих навыков. Ведь согласитесь, весьма раздражает, когда вы летите к мячу и вас в зад толкает ваш же партнер по команде.
Кик-офф
Данная часть статьи скорее для совсем уж новичков и полу-профи, т.к. совершенно не касается тактики, а скорее является торжеством здравого смысла. Без разницы — играете вы 2 на 2, 3 на 3 или 1 на 1, один из игроков команды всегда должен участвовать в фэйсофф. Сейчас стали входить в моду различные вариации игры на кикоффах без контакта с мячом и часть из них действительно работает (например, фейк-кикофф при центральном расположении), однако, данный материал, как я написал выше, предназначен для игроков начально-среднего уровня и здесь я советую использовать классический способ с единственной целью — недопущение кикофф-гола в ваши ворота. А как вы будете конкретно прыгать в мяч, уже ваше личное дело, будь то просто буст, буст с двойным прыжком, так называемый фаст кик офф и т.д.
- В 3 на 3 один из игроков обязательно должен остаться в воротах до конца кик-офф;
- Если вы играете соло 3 на 3, используйте команды быстрого чата, чтобы принять решение о поведении на вбрасывании;
- В 3 на 3 один из игроков, расположенных в миддлзоне, имеет 2 сценария поведения: Взять буст либо использовать так называемый cheat. Это не код бессмертия, как подумали многие и даже не бесконечный буст, это алгоритм действия на кикоффе, при котором вы медленно катитесь за игроком, участвующим в кикоффе и в случаях, когда мяч остается в центральной зоне, можете нанести удар по воротам соперника.
- И да, для тех, кто сомневается — Игрок, находящийся ближе всех к мячу участвует в кик-офф.
Вратарь
По-рассуждаем о голкиперах, у вас в команде не должно быть постоянного вратаря это нонсенс, что бы не говорили Проспекты. Посмотрите на картинки выше, Игрок 3 занимает позицию последнего защитника/Вратаря, но лишь до смены позиции. Позиция в воротах — это такая же необходимость, как и позиция нападающего и абсолютно все члены команды должны время от времени быть Голкипером.
Терпение и Реакция
Это основной совет игроку, находящемуся в воротах. Вы — последняя граница до гола в ваши ворота, принимайте правильные решения иначе придется терпеть саркастичные фразы типа «What a save» в игровом чате.
Рассмотрим еще один игровой эпизод, на этот раз в обороне у команды красных.
Мы видим следующую картину, Игрок 3 потерял мяч и синие пытаются сделать пас к центру. Игрок 3 берет центральный буст, тем самым лишая скорости соперника, в случае отступления и мчится на позицию вратаря. На схеме прекрасно видно, что Игрок 2 должен вступить в борьбу за мяч, а Игрок 1 стоит в воротах и ждет смены с Игроком 3, чтобы выступить в качестве 2 эшелона обороны и подстраховать Игрока 2. К великому сожалению, игроки нижних рангов, в данной ситуации, в подавляющем большинстве случаев играют неверно: Игрок 1 и Игрок 2 кидаются на мяч вдвоем, оставляя ворота пустыми.
Также стоит не забывать старую футбольную мудрость — не выбивать мяч через центр ворот. Если есть возможность, то мяч необходимо бить по направлению борта в сторону ворот соперника. Многие грешат сильным ударом об борт, после отскока мяч точно также направляется в центр и становится отличной добычей для нападения синих.
Это значит Терпение. Игрок 1 должен терпеливо ждать дальнейшего развития ситуации, Игрок 2 находится впереди, позвольте ему побороться за мяч, в случае промаха, вы сможете вовремя среагировать, а Игрок 3 займет ваше место в воротах. Я часто наблюдаю ситуацию, когда игрок находящийся позади вылетает на мяч пытаясь выбить его к центру поля, однако явно опаздывает либо просто бывает обыгран игроками соперника. Здесь необходимо мыслить логически, если вам кажется, что у вас хорошие шансы выиграть мяч, то у вашего партнера, который располагается еще ближе к мячу, эти шансы еще больше. Находясь в воротах вы держите ситуацию под контролем, даже без буста, воспользовавшись двойным прыжком вы достанете до перекладины. Терпение и своевременная реакция.
Заключение
В этом материале, я постарался описать и иллюстрировать, сделать понятным логически — процесс принятия решения с точки зрения выбора позиции в игре 3 на 3 Рокет Лиг. Привел, в качестве примеров, как корректные действия, так и не корректные. Если вы новичок, я надеюсь данное руководство откроет вам глаза и позволит взглянуть на игру Rocket League совершенно по новому, это не просто бодание мячика машинкой, это спортивное состязание с большим количеством технико тактических нюансов и постоянной необходимостью принятия решений в различных игровых эпизодов, механику которых я постарался описать. Быть может вы уже знали все выше написанное и просто потратили часть своего времени. Или даже считаете меня не правым. В любом случае это всего лишь база, а база работает лишь до определенного роста скилла. Northern Gaming на чемпионате RLCS превосходно использовали базовые элементы стратегии на высочайшем исполнительском уровне, однако, столкнувшись с нестандартностью мышления, «в лице» IBP Cosmic и Flipsid3 Tactics, оказались не готовы подстроиться под соперника. Играйте 3 на 3, если встречаете достойных игроков, добавляйте их во френдлисты и предлагайте играть вместе, катая с хорошими игроками ваш скилл вырастет гораздо быстрее. Удачи и удовольствия от игры!